Панк и скейтбординг

На протяжении всего своего развития скейтбординг был неразрывно связан с различными музыкальными течениями. Конечно, субкультура скейтеров это сообщество индивидуальностей, музыкальные предпочтения которых могут быть абсолютно различными, однако, исторически сложилось так, что панк/хардкор движение, оказало определенное влияние на эту субкультуру и во многом определило некоторые ее характерные особенности. Первые скейтеры ни о каком панке и не подозревали, что не удивительно, тогда (где-то в середине 60-х) его еще попросту не было. Уставшие от кувыркания на волнах серферы спокойно, бороздили асфальтовые просторы на неуклюжих скейтбордах и слушали спокойную и занудную музыку, нечто вроде психоделлического буги с элементами хард-рока. И сегодня находятся оригиналы, исполняющие подобную музыку (FU MANCHU). В таком же жанре играл коллектив под названием SKOUNDRELZ, в котором принимал участие известный скейтер 70-х Tony Alva.

В течении последующих десяти лет сильно меняется катание. Оно становится более агрессивным и динамичным. Скейтеры осваивают бетонные бассейны и заброшенные дренажные трубы, строятся первые скейтпарки. Спокойное и размеренное катание по ровным асфальтовым поверхностям сменяется модой на преодоление различных препятствий и исполнение невиданных и невероятно сложных, по тем временам, трюков. В общем, скейтбординг перестает быть придатком серфинга и обретает собственное лицо. Тягучая и заунывная музыка 60-х не отвечает потребностям нового поколения. В это же время начинается борьба скейтеров за свои права. Дело в том, что скейтбординг никак не вписывался в рамки привычных представлений о спортивной активности, в связи с этим в США да и в других странах власти долгое время приравнивали его к уличному хулиганству. В большинстве американских Штатов до сих пор существуют законы, разрешающие катание только в строго определенных местах и запрещающие скейтерам появляться на улицах без шлемов и специальной защиты. Кроме того, скейтерам вменяется в вину порча государственной собственности (перила, заборы, покрытия), нарушение правил дорожного движения и т. п.

Подобная политика властей быстро приводит к тому, что скейтбординг окончательно уходит в подполье. Здесь и происходит его встреча с панк-роком. Обе формы самовыражения были в то время невероятно близки друг Другу. И то и другое в то время можно быпо расценивать как бунт против системы ценностей, которая навязывалась обществом, как бегство от иерархии, законов и контроля со стороны школы и родителей. Быть панком и кататься на скейте значило громко и искренне сказать «Fuck Off» всем, кто мешал жить, стоял на пути, пытался контролировать. Для бунтующих тинейджеров скейтбординг выглядел намного привлекательнее, чем, например бейсбол или баскетбол, которые чаще всего ассоциировались с ненавистным школьным спортзалом. Он был чем-то близким, так как отвергался обществом и стоял вне закона, чем-то настоящим. Что не покупается и не продается. Начинается активное взаимопроникновение скейтбординга и панк-рока. Этому во многом способствовал культовый скейтбордический журнал THRASHER, всегда пропагандировавший независимую панк-музыку. В конце 70-х, первой половине 80-х скейтеры были панками, а панки катались на скейтах.

Большинство тогдашних американских панк-коллективов занимались тем, что используя невиданные по тем временам скорости, жесткое звучание и остро-социальные тексты вливали свежую кровь в дряхлеющее от sex, drugs & госk’n’гоll’ной активности тело панк-рока. В скейт-панк среде их музыка встречается на ура. Все эти группы впоследствии будут названы родоначальниками хардкора, однако в то время слово hardcore использовалось в основном как прилагательное в словосочетании hardcore punk. Скейтеры создают свои панк-группы, для которых выбираются соответствующие названия типа WHEEL или BONELSS ONES. Одной из самых известных скейтерских групп были бесследно и загадочно исчезнувшие в конце 80-х DRUNK INJUNS.

В то же время многие панк-музыканты катаются на скейтбордах. Например, в 79-ом году lan McKaye (MINOR THREAT, EMBRACE, FUGAZI, DISCHORD records) был известен главным образом как скейтер, в то время как о его музыкальной деятельности знали лишь немногие. В это же время начинает свою безумную деятельность Duane Peters (вокалист US BOMBS и основатель BEER CITY records), человек, благодаря которому, по мнению THRASHER skateboard magazine «панк-рок и скейтбординг образовали прочный союз». Был признан лучшим скейтером 81-го года опять таки по рейтингу журнала THRASHER. Еще один знаменитый скейтер 80-x~Steve Caballero (лучший скейтер 84-го) принимал участие в проекте под название FACTION, известному главным образом благодаря хиту «Skate & Destroy». Позже, в середине 90-х он играл на гитаре в поп-панк группе SODA. Из недр скейт-панка 80-х вышли SUICIDAL TENDENCIES, позже обратившиеся к неинтересному кроссоверу, и Operation Ivy, вокалист которых Jesse был неразлучен со своим скейтбордом, и группы TSOL, AGENT ORANGE, BIG BOYS, CIRCLE JERKS, POISON 13, JERRY’S KIDS участники которых также катались на досках.

Появляются первые скейт-видео, на которых, в качестве музыкального сопровождения звучит панк-музыка (песни TSOL, ADOLESCENTS, AGENT ORANGE, DESCENDENTS, CIRCLE JERKS, BIG BOYS, MISFITS).

Настоящими ветеранами скейт-панк движения можно назвать группы JFA, STALAG 13, ILL REPUTE и FYP. Начав свою деятельность (как музыкальную, так и скейтбордическую) в середине 80-х, они не останавливаются до сих пор. Немаловажную роль в сближении панк-рока и скейтбординга сыграло и развивающееся стрэйт эдж-движение. Катание на доске удачно вписывалось в доктрину свободного от наркотиков и алкоголя образа жизни. Доподлинно известно, что катанием на скейтбордах увлекались участники таких sXE хардкор коллективов как TOKEN ENTRY, NO FOR AN ANSWER, UNIFORM CHOICE, 411, BLACK TRAIN JACK и UNDERDOG.

В конце 80-х, начале 90-х интерес скейт-панк сообщества сосредотачивается вокруг нового мелодичного направления в панк музыке, которое зарождается в солнечной Калифорнии. Значительную часть аудитории таких групп как BAD RELIGION, DESCENDENTS, RKL, NOFX, RANCID, PENNYWISE, NO USE FOR A NAME, STRUNG OUT, LAGWAGON составляют скейтеры, музыка этих коллективов звучит на скейт-видео. Так же вниманание скейт-панк аудитории привлекает и набирающая популярность ска-музыка третьей волны (MIGHTY MIGHTY BOSSTONES, SKANKIN’ PICKLE, VOODOO GLOW SKULLS и др.). Сказываются традиции, заложенные OPERATION IVY, которые первыми (на американском континенте) стали смешивать панк и ска музыку.

На волне мелодичной калифорнийской музыки скейт-панк проникает в Европу. До этого единственной гордостью европейского континента была немецкая группа SPERMBIRDS (мутили с середины 80-х), известная благодаря своей песне «My God Rides A Skateboard». Однако вокалист SPERMBIRDS был все же выходцем из США На этот раз эпицентром — событий становиться, как ни странно, Швеция. В середине 90-х скейт-панк группы (MILLENCOLIN, SATANIC SURFERS, PRIDEBOWL, OVERSTRUNG) растут там как грибы после дождя. Показателен пример группы Millencolin, участники которой с детства увлекались катанием на досках, а на создание групп их вдохновил просмотр скейт-видео, в котором звучали песни NOFX и OPERATION IVY. Над названием тоже, долго не думали, Millencolin этo искаженное от meloncholy — название трюка в скейтбординге.

В это же время происходит сближение панк-музыки с другими нетрадиционными видами спортивной активности — сноубордингом и ВМХ-райдингом. Организуются крупномасштабные мероприятия, объединяющие скейтеров, сноубордеров, ВМХ-еров и панк/хардкор музыкантов (Vans warped Tour, Sno Jam Tour, Board Aid). Главная цель подобных акций -раскрутка продукции соответствующих фирм. Однако, иногда их устроители не забывают и благотворительности. Например, основная цель Board Aid тура, который проходит под патронажем фирмы Аirwalk — помощь больным СПИДом. Близость скейтбординга и панк-рока сохраняется и по сей день. Участников таких разных групп как US BOMBS, JFA, FYP, BLIND PRIDE, OPPRESSED LOGIC, ILL REPUTE, GOODFELLAZ, IDIOTS, AGAINST ALL AUTHORITY, GUTTERMOUTH, AFI, THE THIRD DEGREE, ATARI, H-STREET, TEN YARD FIGHT, GOOD RIDDANCE. FURY 66, STALAG 13, 2 CENTS WORTH, THE DWARVES, LATCH KEY KIDS, NO-WHERE FAST, THE MONKEYWRENCH. WHITEKAPS, PRIME, AGRESSION, THE LINE, LUCKY 7, ASSHOLE PARADE, FORMULA ONE объединяет одно общее увлечение скейт-бординг.

По-прежнему существует множество лэйблов, специализирующихся на скейт панк-музыке, самый известный из которых — BEER CITY records, основанный знаменитым Duanе’ом Peters’oм. BEER CITY совмещает в себе функции музыкального лэйбла и фирмы, производящей скейтборды, и имеет мощную команду про-райдеров. И, создается впечатление, что практически каждый из участников этой команды когда-либо был задействован в различных панк-прoектах. Duane Peters поет в US BOMBS, Scott Smiley играет на барабанах в NOBODY, a Davey Rogers в далеко 85-ом пел в группе BLOODWEIZER. Группы, пластинки которых выходят на BEER CITY играют в основном стрит-панк 79 (US BOMBS, BRISTLES, OPPRESSED LOGIC, BRASS TACKS и др.). Еще BEER CITY отличились тем, что выпустили когда-то сплит-семерку двух панк-групп из Армении (!). Остальные скейт-панк лэйблы выпускают в основном мелодичный и быстрый панк-рок, как, например, калифорнийская контора THEOLOGIAN records, где в начале 90-х выходили пластинки FYP, DWARVES, SATANIC SURFERS и PENNYWISE, а сейчас пишут свои альбомы молодые, но подающие большие надежды команды (98 MUTTE, WAR CALLED PEACE, DEVIATES, HOMEMADE, CIGAR, CHEATER), многие из которых уже перехватываются Epitaph’oM. Кроме того, еще находятся оригиналы (в смысле лэйблы) выпускающие гаражные скейт-группы, которые играют ретро-рок.

В общем скейтбординг и панк-рок по-прежнему крепко повязаны, несмотря на то, что первый из феномена подпольной панк-культуры превратился (ну, по крайней мере стремительно превращается) в общепризнанный вид спорта. Корни и у панка и скейтбординга общие. И, что бы благополучно расти и развиваться, их нужно помнить!

Punk/hardcore magazine «VOICE» | #1